Восхождение на пик Порожестый

(Статьи)

На сегодня у нас было запланировано восхождение. Мы все собрались и взяв с собой только самое необходимое (термосы, немного еды, фотоаппараты и т.д.) навесили это на старших (т.е. на меня, Саньку, АВ, ВВ, Александра Сергеевича и Кактуса. Тема шел особняком — у него была видеокамера) отправились в путь. Шли легко — малышня радовалась отсутствию рюкзаков, бежала вперед с легкостью и не задерживала движение старших. Спустя час после начала подъема на гору (тропинка давно кончилась и впередиидущие Иван, Кактус и Тема ее прокладывали сами) малышня начала подавать первые признаки усталости. Мне как идущему замыкающим это было отлично видно — все больше и больше малышни скапливалось в хвосте группы и соответственно движение от этого замедлялось. Я их подгонял (иногда словами, иногда палкой :) но это помогало не надолго. Мне очень повезло, что я забил на завтрак и нашел в себе силы высушить ботинки до конца. В отличие от абсолютного большинства туристов мои ноги все еще оставались сухими (я старательно обходил все опасные места, таящие в себе угрозу намокания, а попадающий в ботинки снег пока еще не растаял в необходимом количестве). Саня относился к большинству, и я, имея перед глазами его пример, все более и более радовался себе и своему терпению утром. Вообще нас с сухими ногами было человека три из девятнадцати: я, Александр Сергеевич и Иван. Остальные так или иначе мокли.
Прошло много времени, прежде чем мы достигли нашей промежуточной цели — цирка, откуда собственно и планировали начать непосредственно восхождение. Там мы слегка перекусили и решили, что восходить будут: я, Саня, ВВ, АВ, Тема и Иван. Александр Сергеевич взялся проводить нас еще с четверть километра, а потом планировал идти назад Он не хотел оставлять детей без присмотра руководителя (думаю решающую роль в этом сыграл его сын, находящийся среди детей) и, я думаю, поступил правильно. Вместе с ним с детьми оставался Кактус. Он тоже был против того, чтобы оставлять детей без руководителя, да и подниматься на пик хотел не особо. Все решив, группа разделилась надвое и каждая пошла по своему маршруту.
И вот мы на восхождении. Наконец-то! Идем по снегу глубиной по пояс (иногда и выше). Я пошел первым. Тропить было несложно, видимо помогал какой-то эйфорический настрой, походное состояние. Я автоматически ускорился и используя все доступные средства пошел вперед. Вместо того, чтобы идти по глубокому снегу я, цепляясь за кедровый стланик (с шишками, кстати, вполне съедобными) карабкался по крутому, и оттого почти бесснежному склону. Так потихоньку я добрался до относительно высокой точки и присел отдохнуть и подождать остальных. Вид был великолепен — нежно голубое небо, белоснежные склоны гор от этого самого белого снега и яркое солнце. Вдали из-за гор выглядывал Байкал. И кристально чистый воздух!!! Вторым залез Тема с камерой. Я посидел чуток, пока он снимал, сказал в камеру пару слов и снова полез. Уже долгое время мы ползли по горе именно вверх, на сам пик. Само собой никаких тропинок здесь и в помине не было. Глубокий снег мешал идти, но и помешал бы скатиться вниз, случись вдруг что. Я преодолел еще 100-200 метров и достиг области перемены характера склона. Далее шел пустой, гладкий и крутой склон, под довольно таки ощутимым уклоном иногда доходящим до 70-80 градусов. К счастью этот этап был недолгим. Я преодолел его достаточно быстро. Далее шел самый легкий этап. Если я говорю легкий — это значит сравнительно из всего восхождения по горе. На самом деле это совершенно голый склон, совершенно открытый всем ветрам. Ветер. О нем надо сказать особо. Все время, пока мы ползли по горе вверх дул ветер. Поначалу небольшой, ближе к вершине он стал просто таки ураганным. Не знаю какова была его скорость, но если расставить руки в стороны и встать в полный рост, тебя сразу и легко сносит и валит с ног. Не устоять. Приходилось идти, вернее, ползти, пригибаясь как можно ниже к камням.
Через некоторое время пришла моя очередь нести рюкзак. Я смирился и стал ждать всех остальных, а точнее Тему (рюкзак был у него). Я хотел первым из всего нашего клуба взойти на вершину (в этом году наш клуб «Ритм» первый покорил пик Порожистый зимой), и поэтому спешил, а этот рюкзак портил мне все дело. Тема шел медленно и я, чтобы не ждать долго, сам подбежал к нему, схватил рюкзак и побежал с ним на вершину. Первой мыслью было: «И что они туда понапихали?» — рюкзак был тяжелющий. С таким, да еще на восхождение… М-да. Но, собрав все силы, я увеличил темп. Когда рюкзак с меня сняли (настала очередь АВ), я почувствовал такое облегчение, что тут же продолжил восхождение с удвоенной силой. Так, потихоньку, помаленьку дошли мы до большого камня, около которого было решено сделать привал и выпить горячего кофе. Пока мы отдыхали стало ощутимо темнее. Но, тем не менее, мы продолжили движение. Прошло еще около 20 минут, как вдруг АВ (являясь руководителем) стал мне кричать, чтоб я остановился (к тому времени я уже успел его обогнать). Я, хоть и неохотно, встал и дождался АВ. Когда все, кроме ВВ и Сани пошли к нам, АВ сказал, что мы поворачиваем назад… Это повергло меня в шок! Как это так, преодолеть такие трудности, чтобы дойти до тропы (трудности нетрезвого руководства), целый день идти в мокрых ботинках, лишиться завтрака и четыре часа идти на одной кружке холодного чая, три часа карабкаться по крутым заснеженным склонам и перед самой вершиной, когда ее уже буквально видно, повернуть назад?!! Нет уж, дудки! Решил я про себя и стал потихоньку продвигаться вперед надеясь на чудо. АВ приводил аргументы отступления, как то: уже смеркается, не успеем вернуться до полной темноты, в темноте опаснее, сильнейший ветер. Но я все еще надеялся. И мои надежды оправдались: подошел ВВ и разбил все доводы АВ фразой «Да че уж, дойдем, Хе-хе!..». Вот так. И с этого момента наша группа снова разделилась: АВ, Тема и Иван повернули, направившись к лагерю. Я, ВВ и Саня не отступили и продолжили восхождение. Далее все было легко. Когда я увидел пик, за спиной будто выросли крылья, которые и понесли меня вперед. Через полчаса, а может и меньше я стоял на пике «Порожистый» — 2025 метров! Было уже темно, но даже не смотря на это вид открывался великолепный: Вдали темно-синее озеро — Байкал. Темное небо с редкими звездочками и луной. Вокруг горы и горы… Около Байкала светится огоньками «Байкальск».
Через пять минут подошли Саня и ВВ. Я достал телефон и мы по очереди позвонили в Ангарск, своим. Незабываемое ощущение: сидя на пике в 2025 метров, где впереди и сзади отвесные стены и острые камни внизу под ними, передавать привет туриста своим родным, близким и любимым. А уж они-то как рады!
В общем разговоры заняли еще полчаса (телефон не хотел ловить сеть, а поймав быстро терял…) и мы стали спускаться. Это было круто!!! Вниз всегда легче чем вверх, но так с гор я еще не спускался: сидя на заднице! :-))) Это было что-то! Спуск должен занимать 3 часа, мы спустились за полтора… Ровный, скользкий мягкий снег играл роль смазки и мы усевшись в него и оттолкнувшись поехали вниз. Впоследствии нам нужно было только изредка помогать себе, отталкиваясь руками, и ехать… Представьте себе: полтора часа езды с горки практически непрерывно! Было, правда, два сложных участка — обрывы, высотой пять и семь метров соответственно. Но их мы преодолели без потерь. Я ехал первый, поэтому невольно исполнял роль разведчика (я бы сказал разведчика, готового в любой момент стать камикадзе :). Первый обрыв я увидел заранее, и успел остановиться и осмотреться. Прыгнул и… упал в метровой толщины снег с высоты в пять метров. Но вот второй был не из таких. Во-первых я не успел его заметить и упал без подготовки ориентируясь уже в полете, а во-вторых высота его составляла семь метров, а глубина снега, при этом двадцать — тридцать сантиметров… Я упал бы на спину, если б не сориентировался и не перевернулся в полете. Итог — я упал на бок и на приготовленную, согнутую руку. Рука потом немного болела. Кроме этого, я упал не отвесно, а соскользнул по склону градусов так этак 80 с шершавой поверхностью. В общем мне повезло и я… едва успел отскочить от падающего следом Сани. Тому тоже повезло, он также соскользнул и упал удобно. Как только мы поняли, что следом едущий ВВ тоже может упасть, причем на нас, мы стали дико кричать, чтоб он остановился. ВВ услышал предупреждение и аккуратно обошел обрыв по менее крутому склону справа..
Далее мы проехали без происшествий. Выйдя на тропу, по которой еще недавно поднималась сюда наша группа мы отправились к лагерю. В пути мы несколько раз останавливались и отдыхали. Через несколько часов впереди показались огоньки костра. Ну наконец-то, мы в лагере, мы дошли! Группа в большинстве своем спала, у костра сидел только АВ. Но при нашем появлении вышли Кактус, Александр Сергеевич и Иван. Мы рассказали о нашем покорении, приняли поздравления и сели ужинать. Я впервые за весь день поел. Это было круто!
Через час народ пошел спать, а я остался у костра сушить ботинки (они промокли при спуске) и пить кофе. Высушить обувь я сумел довольно качественно и обувшись принялся сушить одежду. Спустя час или два я был более-менее сухой и пил кофе. Может показаться, что мне ничего не стоило высушить свою экипировку, но на самом деле я намаялся с ней на год вперед. Ватные штаны никак не хотели просыхать, а сидеть без штанов на морозе не очень приятно. Пришлось искать компромисс и сушить штаны прямо на себе. Для этого понадобилось сесть в костер, но зато я высох. Куртка была более гуманна ко мне и высыхала почти сама и почти без проблем. Примерно то же было и с первым свитером. Изрядно повозился со вторым свитером, но и его привлек к высушиванию. Итого я сидел у костра и пил кофе, измученный, уставший, сонный, но сухой и счастливый.
Пришло время спать. Я полез в палатку, но места в ней не обнаружил. Кое-как лег около тамбура и накрылся рюкзаками, шарфами и прочей мелочью. В таком виде я добросовестно пролежал около часа, но заснуть не смог. Тогда я оставил эту глупую затею и вылез из палатки. Заново разведя костер я приступил к заварке новой порции чая. Так с чаем и костром, прерываясь лишь на рубку дров я просидел всю ночь до утра. Первым на свет божий вылез АВ. Он удивился моему способу проводить ночь и ушел к реке. После ВВ стало просыпаться все больше и больше туристов и наконец все были в сборе. Правда за время их пробуждения мною был сварен еще котелок чаю и мы с АВ, Иваном и кем-то еще его почти выпили.
Далее следовали долгие сборы и отход группы. Когда все малыши ушли мы с ВВ, АВ и Саней еще раз проверили лагерь и тоже отправились в путь. Обратный путь показался намного короче и к середине дня мы были на нашей первой стоянке. Там мы сварили чаю, компоту и «супа из всего что осталось», малость отдохнули и пошли дальше. Через полчаса выйдя на шоссе дошли до остановки и там решили, что половина группы едет на одной маршрутке (всем места не хватало), а половина на другой. Связь по мобильному телефону. Скоро подъехала маршрутка и я с первой половиной отправился в Слюдянку, откуда планировалось на электричке доехать до Ангарска.
Ехали не долго, я по дороге заснул, а проснувшись обнаружил, что мы подъезжаем к Слюдянке. Водитель оказался на редкость хорошим мужиком и довез нас прямо до вокзала за что ему огромное Спасибо! Такие водители попадаются не часто… Там мы оккупировали зал ожидания и стали ожидать наших. Я тихонько заснул и проснулся оттого, что меня зовет Санька. Оказывается они уже приехали, и давно. Я встал и почувствовал резкую боль — затекли ноги. Кое-как я доковылял до магазинчика в котором наши старшие обсуждали проведенный поход. Там мы провели все оставшееся время до электрички.
Пришла наша электричка. Закупившись шпротами, хлебом и пивом мы погрузились в нее в последний вагон и там отметили покорение новой вершины. Интересно, что так как в последнем вагоне электрички находится туалет по вагону постоянно ходили люди. Предусмотрительно сходив в это важное место вначале поездки я наблюдал за этим с улыбкой. Но шутки шутками, а в туалет скоро выстроилась настоящая очередь. Меня это очень веселило так как очередь постепенно заняла весь вагон и обилие людей со смешными мученическими лицами другой реакции никак не вызывало. Когда проводница вошла в наш вагон ей посыпались жалобы на туалет. Она терпела, но после того, как какую-то чушь сказал и я не вытерпела и пригрозилась закрыть туалет совсем. Очередь моментально отозвалась громким неодобрительным гудением и стала шикать на меня. Это было настолько смешно, что я не мог не смеяться. Да, повезло мне, что я не был среди них… Так с шутками, песнями и весельем доехали мы до Ангарска. Очередь вскоре рассосалась и в вагоне остались в основном туристы. Рядом с нами ехали девчонки из Усольского туристического клуба «Вертикаль». Они рассказали нам о своих «подвигах». О том, как они пять километров шли до какого-то кемпинга, где жили два дня в деревянных домиках. На ногах у всех «Вертикальщиков» были летние кроссовки, а одежда напоминала время золотой осени. Мы внимательно слушали их рассказ, а когда они спросили где мы были рассказали о своих приключениях. Нам не поверили…
В Агнгарске мы оккупировали две маршрутки под номером «9» на которых добрались до клуба. Внутри АВ, как официальный руководитель собрал всех в зале и подвел итоги похода. Затем сказал пару слов о каждом участнике и всех поблагодарил. После этого малыши были благополучно розданы в руки ожидающих пап и мам.
Когда в клубе остались только старшие мы собрались в лидерской и по своему отметили успешное окончание похода. Теперь на пике в щелях между камней лежит коробочка от фотопленки, в которой спрятана бумажка. На ней имена нас, тех, кто в период с 5 по 8 ноября 2004 года покорил пик «Порожистый» Цель похода выполнена! Гиб-гиб Ура!! Туризм в РИТМе жизни!!!

P. S. Вершина предгорья Хамар-Дабан пик «Порожистый» имеет высоту 2025 метров. Поход с восхождением на «Порожистый» считается походом первой категории сложности, но по моему личному опыту единица — слишком мало. Чтобы понять это, нужно на собственной шкуре убедиться в правдивости моих слов. Может расстояние и маловато, но крутизна склона, жуткий ветер и глубокий снег в дополнении к зимнему холоду несут туристу дополнительные сложности в преодолении данного маршрута. Я бы сказал, «Порожистый» недооценили: чистая двойка! Удачных вам походов.

Туристский Клуб Ритм. AToMik.

P. P. S. от Axell (Саня, Санёк): Надо отдать должное нашим фонарикам! Мы не зря потратили не одну сотню рублей на их приобретение. Сами посудите: убитые восхождением (и спуском) руки бесполезно болтались по бокам оголодавших тел, а фонарики, как ни в чём не бывало, освещали наш нелёгкий путь назад будучи надёжно закреплёнными на голове.

Хостинг от uCoz