Мухалатка — Перевал Чертова лестница — Байдаро-Кастропольская стена — Форосская церковь — Перевал Байдарские ворота — Форос

(Статьи)

Начало маршрута находится на трассе Ялта-Севастополь. Недалеко от остановки Мухалатка вверх к поселку Олива отходит асфальтированная дорога. Петляя по узким улочкам, дорога выходит к недавно построенным коттеджам. Если построек вы не увидели, то значит по дороге вы взяли влево и отклонились от маршрута, но это не страшно, так как военнослужащие из расположенной в этой стороне воинской части быстро придадут вашему движению нужное направление.

Главная достопримечательность в Оливе — дом Юлиана Семенова. Опознать его можно по памятной табличке. Говорят, что свой особняк автор советских детективов строил как точную копию дома Штрилица из телесериала «Семнадцать мгновений весны». Впрочем, в доме сейчас музей. Вход — бесплатный, поэтому можете проверить это сами.

Сразу после выхода из поселка, рядом с одной из построек, там, где дорогу пересекает линия электропередач, начинается тропинка к перевалу. По ней мы выходим на верхнюю дорогу, проходящую вдоль самой стенки скалы. По дороге следует пройти метров 100 влево — до того места, где под ней проныривает речушка. В этом месте ниже дороги находится памятник партизанам, а вверх отходит тропинка, на которой через несколько метров мы встретим скамейку и указатель «Тропа «Чертова лестница»». Татарское название тропы и перевала — Шайтан-Мердвень.

Название объясняется тем, что тропа состоит из широких каменных «ступеней» различной ширины и высоты. Это, конечно, затрудняет подъем, хотя и ненадолго. Через 30-40 минут мы взбираемся на плато. По этому горному проходу еще римские легионеры пробирались из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор. Стратегический перевал хорошо охранялся: если после выхода на плато пройти в восточном направлении около 350 м, то можно обнаружить остатки оборонительных укреплений на скале Исар-Кая.

Дорога входит в лес и, перевалив через горы (578 м н. у. м.), становится широкой и хорошо утоптанной. Минут 40 идем под защитой раскидистых крон до развилки: основная дорога углубляется в леса, а тропинка поменьше выходит на яйлу. Слева — панорама побережья, а справа — вид на вершины Крымских гор. Скальная стенка со стороны моря практически отвесная и, наверно, поэтому она так притягивает альпинистов.

Пройдя по Байдаро-Кастропольской стене, тропа по лесу спускается к Форосской церкви, которая находится на отвесной Красной скале. От церкви одна тропинка уводит вниз, к Форосу, а другая — вверх, к перевалу Байдарские ворота (527 м н. у. м.). Здесь в 1848 г. в честь завершения строительства дороги Севастополь-Ялта была возведена арка — Байдарские ворота. На ее верхушке устроена смотровая площадка. Туда можно подняться по лестнице и понаблюдать отроги Второй гряды Крымских гор.

Вниз, к Форосу, спускаться придется недолго — сначала 40 минут по горной тропинке, а затем по асфальтированной дороге к центру города.