Мамонт-Шоу. Финал

(Статьи)

Мы попали в третью группу и стартовали в самом начале соревнований. Но успели понять, что победитель определится на индийском мосту, и оценить все возможные способы его прохождения. Кто повыше — шёл по нижней верёвке, перешагивая поперечные, кто пониже — проползал под поперечными, как по тоннелю. А мы все среднего роста. Так мы и стартовали в задумчивости. А вместе с нами стартовали ещё две команды (четвёртая сошла), в том числе и команда Невушки, состоящая из совсем молоденьких девчонок в половину нас ростом и весом. На индейском мосту конкурентов у них не было. Верёвки под ними не прогибались, затягивая коридор, и ползли они по нему просто пригибаясь, с ловкостью обезьянок. А мы, по сравнению с ними, больше походили на попавших в сеть бегемотов.

Но проходили злополучный мост один за другим вполне успешно. Но тут за дело взялся Данила. Начала его выступления я не застал — получив мешком с песком по жизненно важной части тела я умудрился передать эстафету и некоторое время отдыхал под деревом без всякого интереса к происходящему вокруг. Придя в себя, я увидел Данилу, висящего под мостом и запутавшегося в нём ногами. После серии сложных телодвижений ему удалось оттуда выбраться, правда со штрафом в 200 очков (т.е. секунд) за касание земли), и финишировать. К выступлению нашему мы отнеслись философски — никто не расстроился, так как финал нам не светил изначально, а зрителям мы, надеюсь, доставили немалое эстетическое удовольствие!

Техника Водного Туризма (ТВТ)

Так как команд набралось неожиданно много, было решено проводить отбор ТВТ одновременно с отбором ТПТ. С интервалом в час. Отбор ТВТ заключался в прохождении на каяке несложной трассы с пятью воротами на слабом течении.

левых ворот (самых нижних по течению) было не 2 штуки, а одна. Да? Ну да ладно, суть от этого не сильно меняется…

До этого никто из нас в каяке не сидел (насколько я знаю), а я в отличие от остальных членов команды не сидел даже в байде! Но надо же когда-то начинать, и мы, напялив спасжилеты и каски (выдавались какие-то дико неудобные пластмассовые хоккейные каски, я же плавал в своем Giro :))), по команде судьи решительно ссыпались по крутому берегу к своему каяку. Всё в той же компании. С управлением вёрткой посудиной, на удивление, проблем ни у кого из нас не возникло, кроме меня. А вот многие наши оппоненты повторили печальную участь Титаника, но менее фатально, так как глубина (максимум по пояс) не позволяла утонуть как следует, и «топляки» вылавливались подоспевшими участниками команды и буксировались дальше по трассе. Или, вылив воду, продолжали путь самостоятельно.

Команда могла помогать проходящему трассу участнику, чем многие активно пользовались. При затоплении каяка, к нему подбегал человек и, даже не всегда выливая воду, просто протаскивал его через ворота на буксире :). И просто ШОУ устроила на воде команда автостопщиков (ПЛАС — Петербургская Лига АвтоСтопа). Представьте сценку — почти на самом старте каяк с одним участником переворачивается, второй человек выбежав на середину реки помогает тому вылить воду из каяка, после нескольких неудачных попыток усаживает его в каяк и пускает по трассе дальше. А на обратном пути стопит его как машину на дороге! :-)))))

Мы лишили публику такого зрелища, и первые три участника прошли трассу как бывалые каякеры. А вот последним шёл я. И, попробовав грести, сразу почувствовал неладное — после гребка одной лопастью байдарочного весла вторая выворачивалась обратной стороной, и гребок не получался. Только на берегу до меня дошло, что весло мне было не с руки и его надо бы просто перевернуть. Но на воде голова мне грести не мешала, отвлекая дурацкими мыслями, и кувыркался я долго и весело, дважды сев на мель и раза три чуть не перевернувшись. Как я прошёл трассу, не начерпав воды, я до сих пор не понимаю. Но мы всё равно всех обогнали (причем обогнали на смене каякеров в каяках — как самые халявщики мы не стали выскакивать в воду у старта/финиша, а подтаскивали каяк на берег и посуху пересаживались, что позволило избежать многих переворотов и затоплений ;). А вот в финал нам не удалось попасть и здесь — попали в две отсеянные команды. Днём позже, глядя на соревнования в финале ТВТ, мы не раз сошлись на том, что оно и к лучшему — мы избежали практически гарантированного купания. Впрочем, как и на ТПТ.

Финал ТПТ

По окончании отборочных этапов стало понятно, что дальше мы становимся зрителями. Оставался ещё квадратлон СуперМамонт, в котором мы со Славой планировали поучаствовать, но его перенесли на воскресенье и пока можно было расслабиться и подивиться мастерству финалистов ТПТ. А посмотреть было на что! К трассе отбора добавлялись воздушка (на другой берег Волчьей) и параллелька (обратно).

Воздушка: две верёвки — по нижней едешь на карабине, пристёгнутом к поясной обвязке, перебирая руками, верхняя — страховка. Тут особых проблем не возникало. Параллелька: тоже две верёвки, и верхняя тоже страховочная, а вот по нижней топаешь пешком, держась за верхнюю. Степень зрелищности регулируется натяжением верёвок. И организаторы расстарались! При наличии должной тренировки, посреди реки верхняя верёвка становилась нижней, и акробат оказывался висящим на страховке по колено в воде. Что и было с блеском продемонстрировано половиной участников. Забраться обратно было делом совершенно безнадёжным, и дальнейшее зависело от гуманизма и самоотверженности остальных членов команды. Брошенные командой на произвол судьбы доползали до берега на руках, но тратили на это абсолютно все силы, без остатка. Остальных вытаскивали на берег всеми возможными способами, но для этого кому-то приходилось заходить в холодную воду по пояс. Отдельные лоси умудрялись проходить параллельку как воздушку — на карабине и руках. Так оно было вернее, но требовало очень крепкого здоровья, которое, видимо, имелось, так как все доползали. Акробатические упражнения на параллельке оказались настолько зрелищными, что на остальную часть трассы практически никто и не смотрел, все остальное было как на отборе.

Квадратлон СуперМамонт

Старт был назначен на воскресенье в 10:00, но проснулись мы довольно поздно, спросонья лезть в холодную воду не хотелось, а когда Слава твёрдо решил выступить, регистрироваться было уже поздно. А я уже не очень и хотел, так как приехал уже простуженным и решил не издеваться над организмом. Хотя было очень заманчиво — выступив в квадратлоне в прошлом году (и вполне успешно) очень хотелось выступить и сейчас. Но и в качестве зрителей мы получили массу удовольствия! В соответствии с названием, действо состояло из четырёх этапов:

• Первый этап. Форсирование Волчьей на надувном матрасе в обе стороны всеми возможными способами, а точнее не всеми, а именно вплавь на матрасе. Некоторые, правда перебегали речку вброд с матрасом в руках, но такая халява штрафовалась. Большинство же с ходу после крутого спуска плюхалось на матрас и молотя по воде руками/ногами достигало противоположного берега.

Причём старт и финиш этапа был на высоком крутом берегу, а пробежка в гору после купания в холодной воде даётся тяжко (по себе знаю ;-). То ли вода была очень холодной, то ли победить очень хотелось, но все гребли как заводные и проходили этот этап быстро.
Сухопутный каякинг. На ногу одевается ласта (одна), на плечо взваливается пластмассовый каяк, и вперёд, проходить ворота, развешенные на берегу. Этап судится по правилам ТВТ, потеря ласты тоже сурово штрафуется. С разным успехом этот этап тоже прошли все.
Метание бревна.

• Третий Этап. Собственно берётся бревно и метается на дальность. Две контрольные линии определяют результат. В отличие от прошлого года девушкам досталось более лёгкое бревно, но с брёвнами организаторы, похоже, всё равно перестарались — мало кто смог докинуть его даже до первой линии, а до второй докинул только один мамонт (который вроде и стал СуперМамонтом).
  • Четвёртый этап. Метание каски в чучело судьи. Даётся две каски и особо приветствуется попадание в голову. Однако аэродинамика у касок такая, что направление им придать нельзя, только сторону света и то приблизительно. Попавших было немного.

Так как все мы были зрителями, то и результатами не очень интересовались.

Финал ТВТ

Финал был гораздо серьёзнее и интереснее отбора. Проходил он на течении и ворот было поболее, и были они гораздо сложнее. А ещё был обнос: вылезаешь на берег, оббегаешь с каяком несколько деревьев, садишься в каяк и стартуешь прямо с берега, входя в воду носом.

Выглядело это впечатляюще! А чтобы жизнь каякерам мёдом не показалась, выдали им катамаранные вёсла (вместо второй лопасти Т-образная ручка), что и было для них основной проблемой. В финал вышли люди бывалые, но грести такой штукой им, видимо, не доводилось. Некоторые пробовали грести ручкой, но получалось не очень.

Старт был командный с берега с каяком под мышкой. Отдельные мастера в каяк просто запрыгивали, но были и погоревшие на этом деле. Они бесславно тонули прямо около берега. После нескольких ворот на спокойной воде был обнос с сухопутным стартом, который все, на удивление, прошли без потерь, а за ним пара коварных ворот прямо перед мостом. Течение под мостом очень неслабое, а ворота расположены с двух сторон от моста, причём первые проходятся спиной к мосту. Зазевавшихся быстренько смывало под мост, сопротивление было бесполезно. Пройдя эти ворота каякеры ныряли под мост и легко проходили ворота, висящие прямо на струе. После чего надо было пройти ещё одни ворота и против течения пройти ворота, висящие вдоль берега.

Вот тут народ покувыркался от души! Несовладавшие с каяком буксировались членами команды к берегу и все дружно бежали к финишу, опять же с каяками под мышкой или волоком.

После окончания ТВТ на Мамонтовой Поляне были объявлены результаты и награждены победители. Мы оказались 20-ми из 42 команд. Для начала неплохо, но есть к чему стремиться. Основной результат — отлично проведённые выходные и повальное и почти непреодолимое желание купить каяк.

Неспешно собравшись и в очередной раз поев (не знаю в какой — со счёту сбились ;-) мы двинулись в Петяярви. Но не как все нормальные люди, а в другую сторону — к плотине, по которой бегали ночью. Оказалось, что ночью мы ориентируемся существенно лучше, чем днем. А, может, сказалось участие девушек в выборе тропинки. Так или иначе, но тропинка привела нас не к плотине, а в болото на берегу Волчьей. На другой берег вело качающееся бревно, по которому мы без особых приключений и перебрались. Дальше дорога шла по местам боевой славы — здесь мы искали 3-ий КП и после него бежали к плотине. При свете дня я сразу узнал места где когда-то катался на велике, в том числе и беседку, на которой оказался злополучный 3-ий КП. Побродив по плотине, мы направились к станции. Тут-то и выяснилось, что уже наступил октябрь и зимнее расписание. К тому времени, когда мы, несколько промёрзнув, дождались электрички, мамонтов на платформе скопилось немало. А она пришла уже битком набитой, через окна тамбуров был виден буквально распластанный по этим самым окнам народ. После отчаянного штурма мы все оказались внутри, договорившись вылезти в Сосново и продолжить поездку в комфорте. Слава с великом залез быстрее всех. Я вообще не понял как в электричку попал! Наверное очень не хотелось уже в темноте пилить до Сосново своим ходом :))). Я сначала пытался влезть в безвелосипедный тамбур, но мне быстро объяснили что я это зря. А вид байка видимо производит деморализующее действие на пассажиров, так как к Славе я довольно легко влез и мне даже помогали. Кое-как выгрузившись в Сосново, и ещё немного помёрзнув, мы доехали до города на полупустой электричке. Где и разбрелись по домам, ещё находясь под впечатлением от Мамонт-Шоу.