Медвежьегорск — Кяппесельга — болота — Кондопога — Кивач — Марциальные Воды — Петрозаводск. День первый. Конец первого дня
(Статьи)
Утолив жажду и разлив воду по бутылкам, тронулись дальше.
После последнего на этой дороге железнодорожного переезда я в очередной раз вырвался вперед. Вскоре меня догнала Татьяна и сообщила, что у Максимува какая-то поломка с багажником и, судя по всему, надолго. Оторвались мы довольно далеко и возвращатся не стали, а решили продолжать путь. Единственным нашим двигателем было стремление поскорее доехать до переправы через реку и начать готовить обед для группы, а некоторые нас потом несправедливо упрекали в отрыве от коллектива. В быстром темпе доехали до перекрестка, на котором по моим подстчетам надо было поворачивать направо. Там же стоял полустертый (но еще частично читаемый) указатель, который показывал налево на какую-то базу «Викшезеро». Я предположил, что эта дорога выходит на мыс в центре Викшезера (см. карту), а следовательно правая дорога должна выводить к нужной нам станции 510 км. По нашим подсчетам время у нас было и мы с Таней решили доехать до станции. На тот случай, если мы выбрали неверную дорогу, чтобы не разминутся с остальными, на перекрестке из бревнышек я выложил ДОСТАТОЧНО БОЛЬШУЮ СТРЕЛКУ (как ее можно было не заметить не понимаю А вот и не заметили! Наверно, была недостаточно большой. И воще-то так не делают. Может быть, конечно, одна уважительная причина…). По моей идее, нас или подождали бы около нее, или повернули бы стрелку вдоль основной дороги, чтобы мы догоняли остальных.
Мы с Таней доехали по нашей дороге до станции, и поначалу встретили там только двух ребятишек. Ничего вразумительного по поводу дороги они нам сказать не смогли, (только подтвердили, что деревня называется Викшезеро, причем самого одноименного озера здесь нет, и неизвестно, существует ли оно вообще Как это неизвестно — с левой стороны дороги оно даже как-то просвечивало) но получили от Тани по конфетке, чем были очень довольны. Как выяснилось чуть позже после опроса более взрослого местного населения, это станция не 510 км, а 515. Дороги до речки Лижмы оттуда нет, но до нее всего три километра по болоту. На байках, естественно, не проехать, но дойти вроде как можно. Несколькими часами позже мы со Славой не раз вспоминали это место и этот несостоявшийся трехкилометровый переход по болоту: может, он был гораздо короче и проще, чем наша «лосиная» тропа, а главное, мы вышли бы к реке, и тут бы Влад не отвертелся и устроил давно обещанный обед, который в результате состоялся только после полуночи.вместо обеда был перекус, во время которого мы сидели и гадали, куда бы это могли деться Слава с Татьяной. А потом, как только отъехали — нарисовались «беглецы» и устроились грызть свою лапшу. А мы в это время ждали их чуть впереди.
Вернувшись к перекрестку мы нашли стрелку нетронутой, но на дороге появилась куча велосипедных следов, ведущих прямо. Немного перекусив сухой лапшой, мы поехали вперед и вскоре догнали поджидавших нас байкеров во главе с очень недовольным нами Владом. :-[[ Будешь тут недовольным — столько времени потеряли на пустом месте. Собравшись все вместе, мы свернули с грунтовки и по достаточно заросшей тропинке углубились в лес. Тут у меня отвинтилась гайка, держащая левый шатун. Мне дико повезло, что я ее не потерял — запасной с собой не было… После устранения неисправности двинулись дальше. Дорога явно поворачивала не туда (вместо выхода к железке она шла параллельно ей) и мы решили срезать по азимуту. Ровный лесной участок прошли довольно бодро, а потом пошли валуны. И пошли они вверх. И нам надо было на них забиратся. С байками. Жуть.
Пока скакали по камням я очень жалел, что на байке не рокринга — систему было просто жалко. Была идея снять шатуны вообще чтобы не мешали, но все надеялись, что вот-вот выйдем на нормальную тропу, а разбирать байк ради двухсот-трехсот метров несерьезно. Но на нормальную тропу мы так и не вышли…
Спустившись со скальной гряды мы оказались на железной дороге. По закону подлости мы вышли ровно посередке между километровыми столбами — у стометрового столбика с циферками 5 и 6. Никаких троп вдоль железки не было — только рельсы, шпалы и небольшая гравийная полоска между путями. Влад пошел пешком смотреть на километровый столб. А мы сидели в кустах рядом с дорогой и смотрели как мимо проносятся поезда:
Скоро вернулся Влад и сообщил радостную весть — мы находимся на 509.5 км, совсем рядом с нужным нам 510! И мы пошли. По шпалам груженые байки было вести довольно тяжело, по гравийке еще сложнее, ехать почти невозможно (невыгодно энергетически — сил уходит больше, чем при ходьбе). Но выход нашли — можно катить байки по рельсам. Усилия прикладываются минимальные, нужно внимательно следить за передним колесом и не давать ему падать с рельса. Представляете картину: глухой лес, никаких дорог поблизости нет, только железка на узкой насыпи и по ней идут люди ведя по рельсам груженые байки! А мне все-таки мой метод больше нравится: самой по рельсу идти, а байк рядом (по шпалам, присыпанным камнями). Так вообще ни за чем следить не нужно, а скорость та же.
О дальнейшей дороге писать трудно. Ее надо прочувствовать. Дальше идет вставочка из отчета Влада:
Пройдя по шпалам до 510.9 км и не найдя и следов деревни, отправились в разные стороны в поисках хотя бы просеки в нужном направлении. Таковой не было. Зато Николай обнаружил остатки фундаментов в 800 метрах позади. Вернувшись туда, с большим трудом нашли то, что раньше было дорогой и ломанулись вперед. Правильнее наш путь назвать «слабонатоптанной охотничьей тропой через кусты и болота». 2 км мы шли более часа, выйдя к 9 вечера к просеке СЗ-ЮВ. На карте она показана в 600 м вдоль Лижмы. Каких-либо дорог-тропинок не было и на ней. От поисков бывшего брода, как и от запланированного участка пути через Кондозеро пришлось отказаться. Повернули налево (к Новому Поселку). 4,5 км кустов и болот преодолели за 2,5 часа. Думаю, что пройденную «лосиную тропу» все мы сохраним в памяти на всю жизнь. На этом многочасовом участке, когда мы несли байки на себе или (изредка) вели рядом, мне было легче всех, потому что Денис героически взял мой велик вместе с грузом, а взамен дал мне свою легкую, как пушинка, и негруженую Kuwahar’у, при этом уверяя, что ему совсем не тяжело, а ведь у него еще за спиной был рюкзак!
Уже ближе к концу лесного участка мы с Владом вырвались вперед и вдвоем дошли до небольшого мостика перекинутого через трех-четырех метровый ручеек. Мост был сложен из очень толстых (опорные не меньше полуметра в диаметре), но, в тоже время, очень древних бревен. Через мостик я пошел первым Да? Ну ладно…, осторожно идя вдоль толстого продольного бревна, ведя байк рядом. И тут старые бревна не выдерживают и ломаются под нагруженным задним колесом. Уйти байку в воду я не дал, и оставшуюся часть моста вел байк вдоль такого же же толстого бревна, по которому шел сам.
Оставив байки за мостиком и сфотографировавшись (уже темно, но что-то разглядеть можно), Влад оставил меня на мостике, а сам пошел встречать отстающих в основном, чтоб помочь Татьяне велик покатить. Ну ладно мужики в ж… попали, а ей-то каково было!. Когда они подошли, я всех предупреждал идти _только_ по продольным бревнам, но видимо дух естествоиспытательства еще оставался и все норовили пройти по опасным местам. Насколько я помню, хоть немного провалились все или почти все :).
На «лосиной тропе» мы питались исключительно карамельками — наш завхоз Андрей (Lipisin) регулярно (чуть ли не раз в час) давал команду выдать всем по четыре конфеты, и Слава (Crazy Biker) это с готовностью выполнял. Более существенные продукты почему-то экономились.
Остановились на ночевку в 23:45 на берегу Кедрозера (не доходя Н.Поселка метров 400). Начались обычные походные хлопоты по приготовлению ужина, расстановкие палаток, обсуждению пройденного пути и планов на завтра. Влад предложил разделиться и настоящим лосям ехать наутро встречать San’а с девушкой и Толика Ветролета, а остальным поехать на Кивач более короткой дорогой, но никто, кроме неутомимого Коли, энтузиазма по поводу раннего подъема не проявил.
Выяснился забавный момент: у нас на 9 человек оказалось 5(!) 2-4-хместных палаток. Татьяна (с подачи Липисина) зачем-то взяла свою трехместную палатку. А во вторую ночь было 3 трехместных на 7 человек, без Татьяниной не обошлись бы! Впрочем, именно эта палатка и оказалась единственной,заполненной «под завязку»;) Я туда, к сожалению, не попал даже в качестве инструктора:(
Зато туда попали мы с Денисом :). По словам Тани, она не любит спать в палатке одна :) А мне вот пришлось залезать одному в свою мокрую «Зорьку», жутко завидуя Славе и Денису. Да, Татьяна, да! Именно жутко! Но что делать, что делать… Надо привыкать, что молодые и симпатичные мною уже не интересуются:(((…. Поужинав, мы забрались в мокрые спальники (у Дениса был единственный сухой и он все агитировал Таню присоединится к нему. Но у него ничего не вышло :)) Да, она такая! Кстати, во влажном спальнике еще лучше спится — по крайней мере не жарко и легли спать. Правда лечь спать — это громко сказано! Несмотря на усталость, мы долго болтали, иногда взрывами смеха мешая спать остальным, и в эту ночь (впрочем, как и в следующую) наша палатка заснула последней :).